
Очень странные дела: экстравагантные тренды в истории моды
Чопины
Чопины – обувь на платформе высотой до 50 см, вошедшая в моду в XVI веке. Тренд на сапоги зародился в Венеции: они были изобретены с целью обезопасить ноги девушек от вечно влажных и грязных тротуаров города на воде. Кроме практической пользы эти туфли привносили в образ и элемент статуса: носившие их женщины в прямом смысле возвышались над всеми остальными.
Из Италии популярность чопинов распространилась и на Испанию, но интерпретации тренда в этих странах отличались. В Италии втулки сочетали с юбками, которые их полностью перекрывали, что визуально вытягивало силуэт. Носили их в основном аристократки. Удлиненная юбка давала возможность легко сообщить о своем социальном положении, ведь лишние сантиметры роскошной итальянской ткани могли себе позволить только богатые люди. Поскольку сами сапоги редко были в виду, их дизайн был довольно прост: деревянная платформа на широкой основе, суженная к середине.
В Испании же сапоги были главным акцентом образа, поскольку разделение платья заканчивалось выше. Платформа, изготовленная из пробки, была покрыта кожей с филигранным рисунком. Иногда можно встретить даже бриллианты и другие редкие драгоценные камни. Поверх одежды испанки часто набрасывали длинный черный шарф, прикрывая им всю остальную одежду, из-за чего обувь выходила на первый план.
Платформа и сейчас является актуальным элементом обуви. Особенно использовать платформу любит бренд Saint Laurent: она присутствует и в босоножках (как у культовых Tribute), и в ботинках. Также платформа часто встречается в моделях Giuseppe Zanotti и Fendi . Конечно, в современных реалиях платформа не достигает таких масштабов популярности как в эпоху Возрождения, но часто дополняется каблуком.
Очень странные дела: экстравагантные тренды в истории моды.
Хромая юбка (Hobble skirt)
Глагол “to hobble” переводится с английского как «хромать», и это идеально определяет влияние «хромой» юбки на тех, кто отважился ее носить. Юбка длиной по голень была сужена к низу настолько, что даже малейший шаг удавалось сделать с большим трудом. С приходом моды на «хромую» юбку, газеты заполнились статьями об инцидентах, спровоцированных этой юбкой: женщины падали на лестнице, подворачивали голени и даже ломали ноги.
Но узкое разделение юбки не было недостатком дизайна, у такого кроя была определенная цель. В 1910-х, когда «хромая» юбка приобрела популярность, активно прогрессировало движение женщин за избирательное право. Свобода женщин представляла угрозу традиционному строению общества, поэтому требовались новые способы ее подавить. Эти юбки помогали добиться этого буквально, максимально ограничивая свободу передвижения женщин.
Из-за своей непрактичности хромая юбка имела успех в основном у высших слоев населения, поскольку аристократкам не нужно было вести особо активный образ жизни. Работающие женщины, которые тоже хотели приобщиться к этому тренду, дополняли юбки скрытыми разрезами и складками, чтобы хоть как-то облегчить передвижение в них.
Сегодня дизайнеры с большим вниманием относятся к свободе движения. Юбки длины меди и макси чаще или имеют более свободный летящий силуэт или выполнены из более податливой ткани. У Victoria Beckham , например, юбки меди для удобства дополняются складками и разрезами. Также сегодня особенно популярны трикотажные юбки в рубчике – хоть они и узкие, материал легко тянется и позволяет ходить без труда. Такие встречаются в последних коллекциях Andrea Adamo , Jonathan Simkhai , JW Anderson и Acne Studios .
Очень странные дела: экстравагантные тренды в истории моды.
Космическая мода
В 50-х и 60-х между США и СССР происходила активная гонка в области исследования космоса. Для дизайнеров одежды эта тенденция явилась огромным источником вдохновения: в одежде появились элементы космических скафандров, серебряный цвет, космические мотивы. Но влияние космических гонок на этом не заканчивалось. После покорения космоса, ранее казавшегося нереальной мечтой, дизайнеры стали стремиться создать нечто совершенно непредсказуемое и новаторское, все больше давая волю своей бурной фантазии.
Французский модельер Андре Курреж, основатель бренда Courrèges, был одним из главных революционеров в мире моды времен 60-х. В его коллекциях появились шлемы, огромные солнечные очки, геометрические аппликации и вырезы, металлизированные ботинки на плоской подошве, современные материалы (пластик и ПВХ). Курреж предпочитал более плотные материалы, чтобы одежда сохраняла форму и создавала четкие прямые линии.
Еще одним первооткрывателем космической моды был Пако Рабан. Его коронным произведением стало «кольчужное» платье – платье из переплетенных металлических дисков, напоминающее броню космического воина. Выглядело платье-кольчуга очень эффектно, но острые металлические звенья врезались в кожу моделей.
Чуть более носительную версию новой моды преподнес Пьер Карден. В своей одежде он использовал геометрические принты, дополнял нейтральные вещи металлическими акцентами – например, добавив к минималистичному черному платью серебряные ботфорты и ремень.
С тех пор на подиумах периодически появляются новые коллекции, напоминающие нам о космической моде 60-х. Например, в показах Balmain сезонов осень-зима 2018/19 и весна-лето 2019 были замечены серебряные комбинезоны и ботфорты, а Comme des Garçons в 2017 – платье из серебряных сфер.
Таким образом, самые эпатажные тренды, как правило, надолго не задерживаются. Они не самые комфортные, через некоторое время теряют новизну, и даже начинают надоедать. Если же они и возвращаются в моду, то в менее утрированном варианте: платформы стали более низкими, узкие юбки – удобнее, а от безумных космических форм остались лишь металлические цвета и геометрические формы.
Но, уверены, дизайнерские эксперименты не перестанут радовать нас в будущем. Ведь сегодня главная задача любого бренда – бороться за внимание аудитории. А завоевать новых поклонников легко, представляя миру новые, абсурдные и удивительные, иногда даже с ноткой fashion-хайпа, тренды .